Красносельский
Константин
Константинович

Компьютер и программы

Компьютер

Документация по системе, программам и железу

Восстановление структуры поврежденного жесткого диска

Утилиты сжатия исполняемых файлов

Документация по архиватору PkZip

Документация по архиватору Ace (Туз) для DOS

Документация по интерпретатору команд NDOS.com

Документация по почтовой программе Fido-Net – T-Mail

Документация по консольным версиям RAR

 

Программы

Краткий обзор предлогаемых программ

Archive Shell – оболочка для архивации

Sites – программа, создавшая...

ToWML – программа, автоматически перекодирующая русский текст в ссылки на таблицу Unicode

BackupMe – Лучшая программа для резервного копирования данных под Windows 3.0 – Windows 98/ME

BackupMeXP – Лучшая программа для резервного копирования данных под Windows NT – Windows 2000/XP

 

Оптимизация и спасение IBM PC

Предисловие

Предварительные сведенья

Глава 1. Оптимизация на простейшем уровне

Глава 2. Компоненты ядра MS-DOS

Глава 3. Порядок загрузки компьютера

Глава 4. Меню загрузки Windows 98

Глава 5. Работа в MS-DOS

Глава 6. Загрузка MS-DOS, установка Windows

Глава 7. Некоторые расширения

Глава 8. Создание логических разделов и форматирование жестких дисков

Глава 9. Инсталляция оборудования

Глава 10. Команды клавиатуры

Глава 11. Некоторые программы

Глава 12. Файлы конфигурации

Глава 13. Config.sys

Глава 14. Autoexec.bat

Глава 15. Коды завершения некоторых программ

Глава 16. Представление MS-DOS в цвете и другие возможности Ansi.sys

Глава 17. Вирусы

Глава 18. Автоматический поиск виртуального диска

Глава 19. Обеспечение доступа к коппакт-диску в MS-DOS

Глава 20. Использование архивов в MS-DOS

Глава 21. Русификация MS-DOS

Глава 22. Диалоговые командные файлы и загрузочное меню пользователя

Глава 23. Создание загрузочных дискет

Глава 24. Системный реестр

Глава 25. Разрешение проблем MS-DOS

Глава 26. Нечитаемость и неудаляемость содержимого папки

Глава 27. Отказ компьютера от загрузки

Глава 28. Резервное копирование

 

Скорая компьютерная помощь

Обзор

Программы для восстановления данных

Загрузочная дискета

Автоматическое выключение и перезагрузка компьютера

 

Компьютерная литература и документация. Программы

 

WEB-дизайн

Литература и поэзия

Гуманитарные науки

Хронология материалов

Обращение к посетителям

Скачать шрифты

Скачать рефераты

Создание web сайта на заказ

Создание веб сайтов (цены)

Веб-сайты, созданные мной (потенциальным заказчикам)

Полезные ссылки

Об авторе

Статистика сайта

 

Web На сайте

 

ТаблицейБлоками.

Оптимизация и спасение IBM PC

Последняя модификация: 10.08.2014 г

Страница загружена с адреса: http://comp.site3k.ru/ibmpc/chaptr1.html

Моя студия веб-дизайна

Глава 1: Оптимизация на простейшем уровне.

  1. Обобщенно
  2. Саундкарта
  3. Видеокарта
  4. Программная оптимизация
  5. Оптимизация пользовательского интерфейса

Читая о видеокартах и ISA-шинах не забывайте что, книга написана в 1999 году.

Обобщенно.

Наращивание мощности компьютера не имеет смысла, если уже имеющиеся мощности, не используются в полной мере. Однако, стремление получить от компьютера стопроцентную отдачу среди владельцев компьютеров почти не наблюдается. Большинству больше по душе гордость от обладания ультрасовременной техникой, даже если реальное быстродействие этой техники, в результате их собственного неумения с ней обращаться, находится на допотопном уровне. Между тем, увеличить реальное быстродействие компьютера очень просто.

В первую очередь, быстродействие зависит от архитектуры процессора, его тактовой частоты, скорости и размере оперативной памяти, скорости винчестера. По этому на первом этапе, эффективная работа компьютера зависит от правильности выбора конфигурации. И здесь все довольно просто:

Процессоры нового поколения, за счет иной архитектуры, при одной и той же рабочей тактовой частоте, работают быстрее, чем процессоры поколения предыдущего.

Не менее важна для Windows оперативная память. В отличие от DOS, где 4 мегабайта оперативной памяти является роскошью (1 мегабайт для программ и 3 мегабайта для виртуального диска), в Windows ее объем так же влияет на быстродействие, как и тактовая частота процессора. При недостаточном объеме памяти, Windows хранит избыток оперативной информации в файле дисковой подкачки, именуемом Win386.swp (свап-файл). Увеличение объема оперативной памяти уменьшает использование свап-файла и, поскольку обмен с ней в тысячи (а то и миллионы) раз быстрее, чем с диском, многократно увеличивает общее быстродействие, особенно при переходе от одного приложения к другому и обмене данных между ними.

Скорость жестких дисков определяется стандартом: IDE, E-IDE, и SCSI. Первые из них наиболее допотопны и медлительны, последние – наиболее быстры. Стандарт E-IDE появился позднее SCSI, но при этом не является более быстрым. Он появился как модернизация IDE стандарта и по скорости занимает промежуточное положение между медлительными IDE и быстрыми SCSI. Промежуточная у него и цена.

Дополнительное ускорение работы с диском обеспечивается наличием встроенного кеш-буфера, более дешевая, но не менее эффективная замена которого обеспечивается кэшированием диска в оперативной памяти.

Наибольшая неразбериха возникает с такими немаловажными комплектующими как видео и саунд карта: считается, что чем дороже вещь, тем она лучше, хотя, реальная разница в цене зависит не от качества продукции, а от технологии ее изготовления.

Саундкарта.

Саундкарты на основе чипсета ISA, для нормальной обработки MIDI файлов требуют большого количества собственной (дорогостоящей) оперативной памяти и без нее, при воспроизведении MIDI звучат как веревка натянутая на фанере. Пришедшие им на смену саундкарты на основе PSI чипсета, ни в какой памяти не нуждаются, а посему, при том же качестве MIDI звука, имеют в несколько раз меньшую цену. При озвучивании VAW-файлов, оба типа карт ведут себя одинаково.

Разные саундкарты поддерживают разные варианты обьемного звука. Обычное стерео имеет любая современная карта. Многие недорогие карты поддерживают так же расширение стереобазы – так называемое, псевдостерео. Вчера были популярны всевозможные типы “звуковых театров” где, для получения, действительно обьемного звука, слушатель обкладывался со всех сторон колонками, каждая из которых подключалась к собственному выходу. Мода грядущего сезона – A3D. В этом стандарте объемный звук, вплоть до вращения вокруг слушателя, достигается путем специальной обработки и выдачи на… два канала, что гораздо удобней, чем завалить всю квартиру динамиками. Кроме того, ощущение объема остается даже после перезаписи звука на обычный магнитофон (что очень полезно для музыкантов), о чем всяким квадро-стерео и не снилось. Правда поддержка A3D, пока что мало какими программами (и играми) обеспечивается, в таком случае, A3D будет звучать как обычное стерео.

Режим A3D реализован в картах Diamond Monster Sound и Turtle Beach Montego A3Dxtream (у Turtle Beach много карт, в названии которых фигурирует слово “Montego”, не все из них работают в A3D), естественно, обе эти карты собраны на чипсете PSI.

Соотношение полезного сигнала к шуму в основном зависит от битности саундкарты. 20-ти битные карты изготавливаются для профессионалов. Поговаривают о существовании какой-то 24-х битной карты, но в продаже ее не видно. А максимальная частота воспроизводимого звука определяется половиной частоты дискретизации.

Видеокарта.

Плоская графика.

Качество экранного изображения, в первую очередь, зависит от цветового режима. Для Windows, он имеет три варианта (не считая 16-ти цветного безопасного режима, включаемого в экстренных ситуациях):

Luw color (8-битный цвет) – 256 цветов.
High color (16-битный цвет) – высококачественный режим в 65 тысяч (65 Кило) цветов.
True color (24-битный цвет) – предел различимого глазом цветового диапазона, составляющий 16,7 миллионов (16,7 Мега) цветов. При этом режиме, картинка выглядит наиболее естественно (однако, большой разници между High color и True color не наблюдается).

Вторая составляющая качества изображения – его относительная зернистость, прямо пропорциональная размеру монитора и обратно пропорциональная экранному разрешению (генерируемому количеству точек). С увеличением размеров монитора, для удержания четкости изображения на приемлемом уровне, приходится увеличивать и экранное разрешение (в частности, для достижения качества изображения, выдаваемого 14-ти дюймовым монитором с разрешением 640х480 точек, 17-ти дюймовый монитор должен иметь разрешение 800х600).

В сумме, понятия экранного разрешения и цветового режима, складываются в понятие видеорежима (именно он предлагается к выбору, когда пользователь щелкает правой кнопкой мыши по значку настройки экрана на панели задач). А возможности видеорежима находятся в прямой зависимости от количества оперативной памяти видеокарты.

Цветовой режим True color, при разрешении 640 на 480 точек (видеорежим 640х480х16,7М), обеспечивается даже видеокартой с одним мегабайтом оперативной памяти.
Разрешение 800х600, для того же количества цветов требует видеокарту с двумя мегабайтами памяти.
Разрешение 1024 на 768 требует четырех мегабайт.
Для 1280 на 1024 все те же, четыре, хотя, при перемещении, отчетливее проявяться рывки.
Для 1600 на 1200, порядка восьми.

Видеокарты на AGP чипсете более проворны, чем PSI-карты, данные для которых приведены, и при том же количестве памяти, обеспечивают лучший видеорежим за счет сброса излишков информации в оперативную память компьютера. Хотя, в основном, их преимущество становиться заметным, только тогда, когда эта, плоская графика приходит в движение.

Точная величина необходимой памяти для PSI карт высчитывается по формуле:

Формула расчета Где:

V – требуемая память в байтах;

R – разрешение, равное произведению количества точек по горизонтали и вертикали;

B – цветовой режим, в битах.

Для переведения полученного числа в мегабайты, следует разделить его на 1 048 576.

Поскольку приемлемая величина экранного разрешения зависит от размера монитора, то именно он, в конечном итоге, и определяет необходимое количество видеопамяти.

Некоторые пользователи, надеются увеличить, и без того, высокую четкость изображения, простым увеличением экранного разрешения, совершенно не учитывая что, количество точек в отдельных элементах, а значит и качество их изображения при этом остается неизменным. В результате, они только портят себе зрение, поскольку увеличение разрешения уплотняет точки, уменьшая размер значков и текстовых сообщений, вплоть до полной неразличимости.

Для изменения качества элементов, следует отредактировать сами элементы, изменив их размер в пикселях, для чего существует специальная вкладка свойств рабочего стола, называемая “Оформление”. Кроме того, часть полезной может оказаться установка или снятие флажка “Использовать крупные значки”, во вкладке “Эффекты”, тех же свойств. Без подобной коррекции, увеличение экранного разрешения пригодно только для большей его вместительности, однако, ее увеличения можно добиться указанием отображения мелких значков. При чем, без каких-либо дополнительных нагрузок на видеокарту.

Немаловажным параметром для видеокарты является частота RAMDAC. Чем выше эта частота, тем большую частоту обновления экрана (частоту развертки) при большей разрешении способна она выдать. Но, поскольку все современные видеокарты имеют RAMDAC не менее 170 Гц и, соответственно, выдают 100 герцевую развертку вплоть до разрешения в 1280х1024 точек, реально устанавливаемая частота обновления определяется только качеством монитора.

Высокая частота обновления обеспечивает столь быструю смену изображения, что глаз не успевает ее замечать. Он воспринимает изображение как нечто цельное, и не устает смотреть на экран.

Телевизионное изображение обновляется с частотой 50 Гц. Для монитора сие недопустимо. Нынешние стандарты требуют от мониторов исправной работы, по крайней мере, с частотой 85Гц. 100Гц считается атмосферой комфорта, но выдерживают этот комфорт, лишь самые высококлассные мониторы.

Лидером в производстве мониторов является Viewsonic. Его мониторы рассчитаны на потребителей разного уровня и для каждого уровня обеспечивают максимально высокое качество1.

Сжатое видео.

При просмотре сжатого видео, за счет большей пропускной способности чипсета, при прочих равных параметрах, качество изображения (уменьшение зернистости и рывков) для AGP-карт, на 45% выше чем у видеокарт PSI. Добится "живого" качества на PSI картах невозможно в силу того что, необходимый поток информации просто не успевает на них поступать.

Объемная графика 3D игр.

3D графику все “плоские” видеокарты обрабатывают одинаково сносно, но для действительно качественной ее обработки, без рывков при движении и убогости текстуры (рисунка поверхности изображаемых объектов), применяются специальные 3D карты или дополняющие обычную карту 3D ускорители. Снабжающая их память предназначена не столько для увеличения возможности статического (плоского) видеорежима, сколько для обработки движущихся текстур. Здесь разумного придела количества памяти не существует. Достаточное количество сегодня, может оказаться недостаточным завтра, при выходе в свет новой, более тонко прорисованной и более скоростной игры.

Среди ускорителей, особую популярность снискали Woodoo2 и Banshee (торговая марка 3Dfx). Но по нынешним временам, оснащать компьютер такими монстрами – все равно, что пользоваться орудиями каменного века. Гораздо мощнее и современней (читай – дешевле), использовать не сплав дорогой видеокарты с дорогим ускорителем, а полноценную видеокарту с поддержкой 3D.

Мощность 3D-видеокарты зависит от количества установленной на ней памяти, типа шины (PSI или AGP) и 3D чипсета. Последние, в порядке возрастания возможностей перечислены далее (Фирма производитель – в скобках):

i740 (Intel) – применяется на таких картах как ASUS 3Dexplorer, STB Light Speed 740 и других, устанавливается также, на материнские платы нового образца собственного, Intel производства.
ARK Tyger 3D (ARK Logic)
Savage 3D (S3) – хорошая карта, но отличается слабой поддержкой со стороны производителей игр (слишком нова), вследствие чего, некоторые игры за 3D карту ее не воспримут. Аналогичные мощности имеют RivaZX и PowerVRSG
ATI Rage 128 (ATImach)
RivaTNT (Nvidia)
MGA-G200 (Matrox) – ни один 3Dfx ускоритель не дотягивает до собранных на этом чипсете видеокарт.

Программная оптимизация.

Программная оптимизация является второй составляющей реального быстродействия. Она не способна увеличить мощность компьютера и, предназначена лишь для разумного распределения его ресурсов. Однако пренебрежение ей приводит к ощутимой потере производительности.

Оптимизация режима энергосбережения.

Одним из параметров, зачастую нуждающимся в оптимизации, является режим энергосбережения. Беспокоясь о предоставляемой гарантии, некоторые сборщики компьютеров, выставляют параметры работы аппаратуры в режим максимального энергосохранения, вследствие чего, жесткий диск и прочие устройства отключаются, если операции чтения и записи не производятся втечение минуты – что, на первый взгляд, кроме всего прочего, должно уберечь их от преждевременного износа. Однако, максимально снижая расход электроэнергии, такая установка не только замедляет работу компьютера вынужденными паузами (симптомом подобной установки является периодическая подгрузка компьютера, во время которой его работа приостанавливается), но и разрушает жесткий диск бесконечным дерганьем. Чтобы исправить эту оплошность не в меру усердных сборщиков, следует

  1. нажатием клавиши DEL, на начальном этапе загрузки компьютера войти в BIOS,
  2. клавишами вертикального перемещения курсора с последующим нажатием ENTER войти в подменю “POWER MANAGEMENT SETUP” и, в его пункте “POWER MANAGEMENT”, клавишами Page Up и Page Down указать желаемый режим.
  3. Одним из возможных режимов является “User Define” – определяемый пользователем, при выборе которого, в пункте “HDD Power Down” у пользователя появляется возможность самому выставить время ожидания перед приостановкой жесткого диска. Запрет остановки (DISABLE), лучше не применять, так как в этом режиме диск периодически будет вращаться в холостую (например, при прослушивании компакт-диска), а значит, напрасно тратить электроэнергию и, что гораздо важнее – напрасно изнашиваться.
  4. После задания приемлемых параметров (которые в разных случаях могут быть различны – главное, чтобы компьютер работал без рывков), клавишей ESC производится выход в главное меню, а кнопкой F10, с последующим нажатием “Y” и ENTER, производится регистрация изменений в SETUP и переход к загрузке компьютера.

Физическая оптимизация файловой структуры.

Нуждается в оптимизации, также, файловая структура. И если оптимизацию режимов энергосбережения достаточно провести один раз, то файловая структура в оптимизации нуждается постоянно.

Как известно, файлы записываются на диск дискретными областями – кластерами. При этом кластер имеет строго определенную величину, и при наличии файла превосходящего размеры кластера, его содержимое распределяется между несколькими кластерами. Кроме того, файлы записываются на диск последовательно, на первое попавшееся свободное место. При пустом диске, они ложатся единой цепочкой, но если тот не был пустым, а из имевшихся на нем файлов некоторые были удалены (например, временные файлы, создаваемые многими программами во время работы и автоматически удаляемые по ее окончании), то, записываясь последовательно, новые файлы заполняют все образовавшиеся пустоты, независимо от того, вмещаются они в эти пустоты целиком, или нет, а в результате, цепочка кластеров принадлежащих одному файлу разрывается на несколько фрагментов.

Образование фрагментов замедляет работу диска, поскольку его содержимое уже читается не подряд, а в определенной последовательности, для соблюдения которой считывающей головке приходится постоянно перескакивать с дорожки на дорожку, да еще и ожидать, пока диск повернется нужной стороной. Устранение фрагментов позволяет увеличить скорость чтения и записи на диск, внося свою лепту в общую оптимизацию компьютера, для чего применяются специальные программы дефрагментации (латинская приставка “де” означает отрицание), одна из которых входит в состав Windows. Они перезаписывают весь диск заново, собирая фрагменты цепочек со всего диска в новой, неразрывной последовательности. Естественно, занятие это довольно долгое и, его самого неплохо было бы оптимизировать.

Одна из самых быстрых программ дефрагментации – Norton Speed Disk, входящая в состав Нортоновских утилит. В состав Windows входит ее усеченная версия, право на которую приобрела, в свое время, корпорация Microsoft2.

Логическая оптимизация файловой структуры.

Кроме оптимизации на физическом уровне, достигаемой с помощью дефрагментации, файловую структуру полезно оптимизировать логически. Чем больше каталог содержит файлов и папок, тем дольше в нем производится поиск. Считается, что для нормальной работы компьютера, общее количество адресов в каждом каталоге не должно превышать сотни. Однако, чем меньше, тем лучше. С этой точки зрения полезно:

  1. Выбросить вон все лишние файлы Readme (в состав Norton Commander входит даже специальная утилита по их поиску и удалению).
  2. Выбросить из каталога Windows, все заведомо никому не нужные файлы фоновых узоров, как то “Колечки”, “Уголки” и тому подобное.
  3. Выбросить из папки Windows\System лишние программы-заставки.
  4. Освободить диск от захламляющих его пустых каталогов.
  5. Не устанавливать программы, которыми никогда не придется пользоваться.
  6. Удалить все лишние компоненты Windows.
  7. Удалить из каталога Windows или переместить в отдельный каталог все файлы с расширением .Txt и файлы начинающиеся на “Readm”.
  8. Установку программ по возможности проводить выборочно, не соглашаясь ни со стандартной установкой (накидающей кучу хлама), ни с минимальной (в которой, при изрядном количестве хлама, будет отсутствовать самое нужное) – никто и никогда не предугадает потребности конкретного пользователя, и пусть программисты даже не пытаются его стандартизировать.
  9. При установке программных продуктов группировать их в специальные тематические каталоги, чтобы уменьшить общее число подкаталогов в каталоге Program File (при этом, названия полезно сокращать и, например, вместо “Norton Utilitie”, вместе с другими программами имеющими товарный знак Norton, помещаемую в папку Norton, оставить просто “Utilitie” – тогда искать нужную папку удобно будет даже из MS-DOS).
  10. Не устанавливать программы в слишком глубоко эшелонированные папки.
  11. До предела сократить количество файлов и папок, находящихся в корневом каталоге каждого диска.

Выполнение перечисленного позволит не только ускорить работу компьютера, но и получить на диске дополнительное количество свободного места (если подобная процедура на компьютере еще не проводилась, то в результате ее проведения, можно высвободить мегабайт 50). А сокращение содержимого корневого каталога, к тому же, облегчит спасательные работы в аварийных ситуациях: в аварийных ситуациях повреждается, прежде всего, корневой каталог, его оглавление становится нечитаемым, либо затирается вообще. Программы типа UnErase способны его восстановить и открыть доступ к содержимому вложенных папок, однако, автоматически восстановленное оглавление будет иметь короткие имена и, чем этих имен окажется меньше, тем меньше, в случае чего, с ними будет возни. Ну а если потребуется вмешательство программы DiskEdit, то и двух имен покажется слишком много.

Оптимизация программного интерфейса.

Немаловажна так же и оптимизация задействованных на компьютере программ.

Некоторые программы, при своей установке, запускают кучу свернутых в значок датчиков, многие из которых являются дублирующими и совершенно не нужными (о чем не редко предупреждают и сами производители, например, в сопровождающем Нортоновские утилиты файле Readme, значится: “Датчики CrashGuard+, Rescue Disk и WinDoctor - общесистемные и не для одного диска. Только один из них должен быть активным в любое время… Датчик описаний вирусов Norton System Doctor использует антивирусные данные Norton Antivirus 2.0. Если у вас Norton Antivirus 4.0, эта программа обеспечивает антивирусную защиту более высокого уровня, чем Norton System Doctor, поэтому рекомендуется удалить датчики “Поиск вирусов” и “Описания вирусов” из Norton System Doctor”). Их свернутость в значок, не означает, что они не занимают место в оперативной памяти и не отнимают часть прерываний процессора3. Чем больше на панели задач таких “полезных” датчиков, тем медленнее работает компьютер, а некоторые программы, могут вообще не запустится, потому что, не смотря на достаточное количество установленной в материнскую плату оперативной памяти, свободной памяти для их запуска окажется недостаточно.

Выйти из положения можно, приобретя более мощный компьютер, но с таким отношением к делу, никаких мощностей не хватит: в мире существует сотни тысяч программ и, наверное, миллионы датчиков.

Гораздо эффективней и дешевле, убрать все лишние датчики, оставив только действительно необходимые. Например, датчик планировщика заданий, если планировщик не используется, можно убрать (для этого требуется открыть планировщик и в раскрывающемся списке пункта меню “Дополнительно”, щелкнуть “Остановить планировщик”), из Norton System Doctor можно удалить все датчики, оставив лишь проверку логической структуры системного диска (Disk Doktor C) и целостности системы (WinDoctor), при отсутствии других антивирусных программ имеющих функцию непрерывного наблюдения, полезно оставить Norton Antivirus SE – поиск; датчик обновления антивирусных баз, в любом случае лучше убрать – хозяин компьютера и без всяких датчиков понимает, что раз в месяц, антивирусные базы полезно пополнять. Подобную чистку, желательно провести и в рядах других датчиков. Пусть, избавившись от лишнего груза, компьютер вздохнет полной грудью и покажет, на что он, на самом деле, способен.

Оставшиеся датчики следует настроить на запуск в разное время, чтобы не возникало ударной нагрузки при одновременном включении сразу нескольких.

Оптимизация рабочего стола.

Для нормальной работы компьютера при представлении рабочего стола как Web страницы, рекомендуется наличие не менее 64 мегабайт оперативной памяти. На самом деле, это изрядное преувеличение и, при хорошей отладке, работа компьютера с вдвое меньшей памятью, ни чуть не замедляется. Однако, на случай слишком прожорливых программ, могущих не поделить память со страницей Web, рабочий стол лучше не превращать в полигон для интернета. Выход на серверы и прочие приятности обеспечиваются любым рабочим столом, а то, что обычный рабочий стол не поддерживает использование в качестве фонового рисунка (не надо их путать с захламляющими папку Windows фоновыми узорами), сжатые графические форматы – сущая безделица. Photoshop, Paint Shop Pro и многие другие графические редакторы (а на худой конец – ACDSee Brauser) сохранят копию требуемого рисунка в родном для Windows BMP-формате и при желании, поместят ее прямо в папку Windows, чтобы ее не приходилось где-то искать.

Оптимизация пользовательского интерфейса.

С каким бы быстродействием не работал компьютер, все его старания не редко разбиваются об человеческий фактор: невозможно быстрое выполнение задачи, если управлять процессом неудобно. Между тем, некоторые пользователи создают себе такие трудности в работе с компьютером, что непрерывно находятся в состоянии нервного перенапряжения.

Во первых, стоит разобраться с рабочим столом: зачастую он завален так, что среди собранных на нем значков можно заблудится, при чем, почти каждый из них, еще и продублирован в главном меню. “Где этот проклятый ярлык?” – вопрошает несчастный владелец компьютера, в то время как, ярлык находится у него перед носом. Рабочий стол – это не место сборища подгулявших значков, а такое же рабочее место, как и тот рабочий стол, на котором воодружен компьютер. Необходимость уборки в конце дня реального стола, всем понятна, от чего же непонятна необходимость уборки стола виртуального? Все программы доступны из главного меню, зачем же доступ к ним дублировать на рабочем столе?

Во вторых, не мешало бы разобраться с размерами окна папки: некоторые пользователи любят расстилать по экрану такие простыни в виде развернутых до предела папок, что доступ к другим папкам просто невозможен. Неудивительно, что при таких окнах, они предпочитают пользоваться файловыми посредниками типа Norton Commander со товарищи, предоставляющими возможность раскрывать сразу два окна (с которыми поступают аналогично). Но что им мешает открывать сразу два (или 52) окна Windows? Достаточно сократить их размер до разумных пределов и, пожалуйста – готов Norton Commander собственного производства. Часть файловых операций можно выполнять через буфер обмена или контекстное меню – в этом и заключается главное преимущество Windows; не стоит, имея столь мощную операционную систему, ограничиваться в работе только методами MS-DOS. Но использование буфера обмена удобно только при заранее известном составе обрабатываемых файлов, если же их состав определяется по ходу дела, копирование и перемещение файлов удобно совершать через рабочий стол, используя его как перевалочный пункт для подлежащих дальнейшей обработке файлов. Правда, для этого рабочий стол должен быть свободным от всевозможного мусора, но что мешает отправить этот мусор куда подальше (хотя бы, в корзину)? Беспрепятственный доступ к рабочему столу и возможность передвигать расположенные на нем предметы – вот условие комфорта в работе.

В третьих, порядок жизненно необходим в главном меню. Каждая программа, при инсталляции стремится там, как можно больше нагадить и если не сгребать весь этот помет в кучу, блуждание по лабиринтам меню растянется на всю жизнь. Уже после полугода попустительства, в главном меню накапливаются десятки и сотни самых неожиданных ярлыков, от программ, файлов справки, файлов приветствия производителей, файлов деинсталляции (кто пользуется программным “унинсталом” при наличии утилиты “Установка и удаление программ”, которая удалит не только поднадоевшую программу, но и прилагающийся к ней “унинсталер”, в противном случае, требующий розыска и удаления в ручную?) и тому подобной шушерой. В такой мешанине желание продублировать используемые ярлыки на рабочий стол вполне закономерно, но не полезней ли, выскрести из главного меню все лишнее, а оставшиеся значки распределить по темам: редакторы к редакторам, утилиты к утилитам, при чем, утилиты от Нортона, поместить отдельно, а внутри созданной для них папки, создать еще одну, для тех из них, что не предназначены для систематического использования, чтобы не пестрили. Каждый пользователь сам прекрасно знает, что ему надо, а что нет и, как это расположить – требуется лишь, чтобы он однажды взялся за неведение порядка, и никакое дублирование ярлыков на рабочем столе ему больше не потребуется.

В четвертых, стоит поразмыслить над наглядным представлением файлов: без упорядочивания значков по именам, найти что-либо внутри папки бывает невозможно; отображение крупных значков требует слишком много экранного места; мелкие значки представленные в виде списка слишком неинформативны. Очень удобно представление файлов в виде таблицы – размер, время создания, тип… – все под рукой, да и поиск только в одном направлении – с верху в низ – куда удобней суматошного перескакивания взгляда, неизбежного при обычном расположении файлов. Полоса, находящаяся в верхней части таблицы (заголовок табулятора), позволяет задать оптимальное пространство для каждого отображаемого параметра, а за счет высвободившегося по горизонтали места, удастся сузить папку и открыть вид на рабочий стол. Кроме того, удаление подписей под кнопками и панели ссылок в окне папки, позволяет высвободить немало места (да и вообще, что может действовать более угнетающе, чем огромные кнопки с надписями для умственно-отсталых?), а чтобы полученный интерфейс папки стал стандартом, требуется войти в меню вид\свойства папки\вид и установить “как у текущей папки”.

В пятых, нуждается в оптимизации пункт “Отправить” контекстного меню открываемого правой клавишей мыши. Ярлыки обозначенных там пунктов приема хранятся в папке SendTo вложенной в папку Windows. При помещении туда новых ярлыков, функция “Отправить” обзаведется новыми пунктами приема, и если поместить в SendTo ярлыки логических дисков, при копировании чего-либо с дистрибутивного носителя в корневой каталог, не придется больше открывать этот каталог и перетаскивать туда требуемый объект – достаточно будет щелкнуть правой кнопкой и отправить (в таком случае, для удобства чтения, полезно сменить название ярлыков с “Ярлык для диска С” на “На диск С”).

В шестых, панель задач доступна всегда, даже если какая-то программа блокировала рабочий стол; панель задач доступна прежде всего, даже прежде чем главное меню. Использование ее – эффективнейший способ оптимизации пользовательского интерфейса. Щелчок правой кнопкой мыши по панели задач открывает доступ к пункту “панели инструментов”, где можно отключить лишние панели и создать свою, на основе специально созданной для этой цели папки (например, вложенной в папку “Мои документы”4). На полученную таким образом панель можно поместить ярлыки логических дисков, чтобы открывать их одним щелчком, даже при блокированном рабочем столе. Туда же, можно поместить копию ярлыка программы-заставки (хранятся в папке Windows\System), чтобы при желании, запускать ее одним щелчком5. И кучу всего другого. При этом, в зависимости от количества назначенных кнопок, размер панели, возможно потребуется изменить, ухватив ее за край, а чтобы она не загромождала экран, в свойствах панели указать “автоматически убирать с экрана”. Возможно так же, и перемещение панели в бок, схватив ее за середину. С непривычки такое положение панели наверняка покажется неудобным, но уже на следующий день почувствуются очевидные преимущества проделанных изменений.

 

< Предварительные сведения Глава 1 Глава 2. >

 

Комментарии к странице (всего 1)

 

 

 


На главную страницу сайта